8 мая мне удалось посетить международный молодежный фестиваль исторической реконструкции «Русборг», который ежегодно проходит в Липецкой области под Ельцом.
Фестиваль проходил 5 дней – с 3 по 9 мая и только 8 мая был открыт для гостей и посвящен им: была организована большая зрелищная программа воинов, различные игры и конкурсы, действовала ярмарка ремесленников, работали творческие мастерские, выступала фолк-группа.
«Русборг» является одним из старейших и крупнейших фестивалей в России и главной туристической достопримечательностью Липецкой области.
Это мероприятие было задумано и воплощено группой единомышленников, их огромным трудом и поддержкой близких: многие участники фестиваля находились там вместе с семьями в соответствующем облачении и все время прохождения фестиваля жили в походных условиях – в палатках, близких к историческому времени прошлых веков.
Очень порадовала организация: не смотря на большое количество людей, нигде не было очередей. На подъезде к месту фестиваля многочисленные машины с гостями встречали и направляли на стоянку специальные регулировщики. Для стоянок было выделено целое поле.
В отведенной зоне находились биотуалеты. Работало много точек питания, Таверна с большим количеством посадочных мест.
Фестиваль официально начинался в 12.00 торжественным выходом участников на поляну.
После приветствия участников и зрителей были показаны основы строевой подготовки. Отдельно надо отметить, что все обмундирование воина весит довольно много – только один шлем около 4 кг.
Далее были продемонстрированы сражения воинов: в круге «Одина», в круге «Локи», массовое сражение (бугурт).
Конечно, сражения носили театрализованный характер. Наконечники копий были затуплены, поражение считалось условным после касания чужого оружия. Но и это было тяжело: было видно, как физически непросто участники фестиваля переносили вес собственного обмундирования вместе с массивными щитами и оружием, к тому же была солнечная и жаркая погода.
Участники соревновались между собой до фестиваля уже 5 дней ( с 3 по 7 мая) и чувствовалась усталость, были даже раненые – они участвовали в обеспечении порядка во время сражений, не допуская зрителей на поле. По всему периметру поля находились специальные воины или не воины – тоже участники фестиваля, которые внимательно контролировали, чтобы зрители не заходили за обозначенную черту, особенно дети – вопрос безопасности был также хорошо организован.
Зрелищные и массовые сражения продолжились другой программой: были показаны фехтовальные поединки, конная программа и т.д. После окончания всей программы воины вышли в лагерь фестиваля. Они охотно фотографировались на память с участниками, давали подержать свое оружие, общались, не смотря на усталость.
Выступления воинов длились достаточно долго и одновременно с ними для зрителей работали исторические тиры – стрельба из лука и метание сулиц (копья), «Ремесленный переулок», мастерские, кафе и т.д. Все гости относительно равномерно распределялись по различным местам исходя из интересов, своего физического состояния и т.д. Поэтому массового скопления людей и очередей не было, за исключением торжественного открытия – на нем присутствовало большинство гостей, но они были распределены по периметру большого поля и у каждого был хороший обзор.
Все участники фестиваля были одеты в одежду средних веков: она была пошита вручную из натуральных материалов, изготовленных по старинным технологиям. Такая одежда была в продаже, а также материалы – натуральные и окрашенные натуральными красителями различные ткани (шерсть, лен, хлопок, конопля), кожа, меха, деревянная и металлическая посуда, украшения, предметы быта, оружие.
Все было интересно на этом фестивале – ведь его осуществили люди своим трудом и увлечениями, давая нам понимание того, как надо бережно относиться к истории, за что им большое спасибо.
Единственный недостаток, по моему мнению – это отсутствие именно русской темы, ведь фестиваль демонстрировал скандинавские и европейские средневековые традиции. Не было русской одежды (знаменитые кокошники, сарафаны, рубахи-косоворотки, обувь, образцы вышивок с руническими или свастическими знаками). Даже фолк -группа исполняла мелодии в ирландском стиле. Все-таки название фестиваля «Русборг» говорит именно о русской направленности.
Фестиваль не имел патриотического смысла и мне этого не хватило: воспитывать в людях и особенно в детях уважение, гордость и любовь именно к родной, исторической традиции русов – первоочередная задача подобного рода мероприятий.
В любом случае фестиваль прошел интересно, достойно и организованно.
P.S. Самоед — исконно русская собака, всегда жила с человеком и является его верным другом.